СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА
Содержание:
1.        Новый материал "ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ"
2.        Вопросы для самопроверки
3.        Домашнее задание

1.        Новый материал "ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ"

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
                СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ, СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАЧЕСТВ, УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ:
1.        ЗА СЧЕТ  ПООЩРЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРОЕ ВЗРОСЛЫЕ СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ.
2.        ЗА СЧЕТ НАКАЗАНИЯЯ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ (РОДИТЕЛИ ВНЕДРЯЮТ В СОЗНАНИЕ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕННУЮ СИСТЕМУ НОРМ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОСТЕПЕННО СТАНОВИТСЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ПРИВЫЧКОЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ, РЕБЕНОК ПОДРАЖАЕТ РОДИТЕЛЯМ, ОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ИХ ПРИМЕР, СТАРАЕТСЯ СТАТЬ ТАКИМ ЖЕ).

НА РЕБЕНКА ТАКЖЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ:


СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
       ДИКТАТ ("АВТОРИТАРНЫЙ")
все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Доминирует родительский контроль при минимуме оказываемой поддержки.
            Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жесткими  проверками, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. 
           При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные, доминирующие отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
              ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ( "авторитетный", "сотрудничество") - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Поддержка  со стороны родителей сочетается с разумным контролем.
           Дети постепенно включаются в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родите-лей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
                  ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ  - преобладание поддержки над контролем, здесь можно выделить две крайности: гипоопека и гиперопека. При  гипоопеки действия ребенка не контролируются, должным образом не направляются, ребенок практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не вы-полняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Функция родительского контроля снижена до минимума, но присутствует поддержка в виде потакания, попустительства.
        Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение своих детей может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
        ПРИ ГИПЕРОПЕКЕ имеет место обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.
    ГИПЕРОПЕКА связана с навязчивым желанием удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
             АНАРХИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, действия родителей непоследовательны, в них нет логики. В данном стиле  из-за отсутствия последовательности в равной мере снижены поддерживающая и контролирующая функции родителей.
          При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
       Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость.
       При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответ-ственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

С ПРИЕМНЫМ РЕБЕНКОМ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ:
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТВЕРАТЬ РЕБЕНКА
СКРЫВАЕМОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ГЛОБАЛЬ-НОМ НЕДОВОЛЬСТВЕ РЕБЕНКОМ, ПОСТОЯННОМ ОЩУЩЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО ОН НЕ "ТОТ", НЕ "ТАКОЙ". ИНОГДА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ МАСКИРУЕТСЯ ПРЕУВЕЛИЧЕННОЙ ЗАБОТОЙ И ВНИМАНИЕМ, НО ВЫДАЕТ СЕБЯ РАЗДРАЖЕНИЕМ, НЕДОСТАТКОМ ИСКРЕННОСТИ В ОБЩЕНИИ, БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ СТРЕМЛЕНИЕМ ИЗБЕЖАТЬ ТЕСНЫХ КОНТАКТОВ, А ПРИ СЛУЧАЕ ОСВОБОДИТЬСЯ КАК-НИБУДЬ ОТ ОБУЗЫ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ ОДИНАКОВО ПАГУБНО ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ.
2. ТРЕБОВАТЬ ЧРЕЗМЕРНО ВЫСОКОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ВОЗРАСТУ И РЕАЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕБЕНКА:
ТРЕБОВАНИЯ БЕСКОМПРОМИССНОЙ ЧЕСТНОСТИ, ЧУВСТВА ДОЛГА, ПОРЯДОЧНОСТИ, ВОЗЛОЖЕНИЕ НА РЕБЕНКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЖИЗНЬ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ДРУГИХ, НАСТОЙЧИВЫЕ ОЖИДАНИЯ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ЖИЗНИ - ВСЕ ЭТО ЕСТЕСТВЕННО СОЧЕТАЕТСЯ С ИГНОРИРОВАНИЕМ РЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА, ЕГО СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ, НЕДОСТАТОЧНЫМ ВНИМАНИЕМ К ЕГО ОСОБЕННОСТЯМ.
3.        ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСРЕДСТВОМ НАРОЧИТОГО ЛИШЕНИЯ ЛЮБВИ:
НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (НАПРИМЕР, НЕПОСЛУШАНИЕ), НЕДОСТАТОЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИЛИ НЕАККУРАТНОСТЬ В БЫТУ НАКАЗЫВАЮТСЯ ТЕМ, ЧТО РЕБЕНКУ ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ, ЧТО "ОН ТАКОЙ НЕ НУЖЕН, МАМА ТАКОГО НЕ ЛЮБИТ". При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице - как об отсутствующем. У ребенка подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное "мы" напролом; родитель тогда идет на мировую из-зa страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у легко ранимых детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь добиться родительской любви, ребенок вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного "Я". Послушаниe достигается ценой обесценивания "Я".
4.        ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСРЕДСТ-ВОМ ВЫЗОВА ЧУВСТВА ВИНЫ:
РЕБЕНОК, НАРУШАЮЩИЙ ЗАПРЕТ, КЛЕЙМИТСЯ РОДИТЕЛЯМИ КАК "НЕБЛАГОДАРНЫЙ", "ПРЕДАВШИЙ ЛЮБОВЬ", "ДОСТАВЛЯЮЩИЙ СТОЛЬКО ОГОРЧЕНИЙ", "ДОВОДЯЩИЙ ДО СЕРДЕЧНЫХ ПРИСТУПОВ" И Т. Д. (ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОПИСАННОГО ВЫШЕ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом ребенка оказаться виноватым в неблагополучии родители, отношениями зависимости.

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА
         Говоря о воспитании приемных детей, следует  подчеркнуть, что зачастую замещающим родителям приходится иметь дело с "ПЕРЕВОСПИТАНИЕМ". Поэтому любой стиль воспитания может быть как ресурсным, так и неподходящим в зависимости от состояния ребенка. Так, безынициативному, неуверенному ребенку может быть полезен либеральный стиль с преобладанием поддержки над контро-лем, а ребенку с низким самоконтролем и нарушенной нормативностью подойдет "диктат", т. е. строгий контроль и четкие, жесткие правила.
         Семейное воспитание приемного ребенка имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Все  приемные дети  в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого.
           Дети, от которых отказались с рождения, страдают различными хроническими нарушениями здоровья. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии и лишь 4,7 % детей квалифицируются как здоровые.  Дети, которые лишились родителей в более позднем возрасте в результате  жестокого обращения или из-за потери кор-мильца, или вследствие отказа взрослых заботиться о своих детях, страдают различными невротическими расстройствами, их здоровье также отягощено хроническими заболеваниями. Воспитание таких детей без учета их прошлого травмирующего опыта малоэффективно.

Основной направленностью детско-родительских отношений в замещающей семье должно стать удовлетворение потребности ребенка в постоянном, эмоционально теплом, понимающем общении  со взрослым, который любит и принимает его.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ:
1. ПОСТЕПЕННАЯ ГРАДАЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ
Для формирования определенных навыков необходимо, чтобы желательные действия ребенка в окружающем мире находили систематическое подкрепление. В условиях интернатного воспитания находят подкрепление послушание, подчинение и следование правилам, на которые ребенок повлиять не может. Монотонная и строго регламентированная жизнь в детском доме приводит к формированию социально неэффективного, зависимого поведения, страху ответственности, неумению строить отношения с людьми. Необходимость исправить подобное положение вещей требует СИСТЕМАТИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НОВЫХ НАВЫКОВ, ТАКИХ КАК СОБСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЖИЗНЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Усвоение новых навыков может опираться только на уже сформированные - в нашем случае это  подчинение и послушание - но необходимо учитывать, что эти навыки сформировались в условиях психологического насилия (непринятие личности ребенка, обедненные индивидуализированные отношения), что, в свою очередь, формирует негативизм и пассивное сопротивление и имитацию деятельности.
Таким образом,  КОНТРОЛЬ И ОПЕКА ВЗРОСЛЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ НАВЫКОВ САМОСТОЯ-ТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ТЩАТЕЛЬНОЙ ГРАДАЦИИ ТРУДНОСТЕЙ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ЧРЕЗМЕРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ, И ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ НОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ.
2. ПОМОЩЬ ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ В РАСШИРЕНИИ КРУГА ОБЩЕНИЯ
ОДНОЙ ИЗ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. На предыдущих жизненных этапах социальная среда приемных детей была ограничена либо закрытым государственным учреждением, либо асоциальным окружением, где были усвоены "детдомовская нормативность", законы круговой поруки и жизни "по понятиям".
Безусловно, новая семейная обстановка, семейные правила, здоровые  отношения внутри семьи несут большую воспитательную нагрузку. однако ребенок будет стремиться найти себе друзей из числа "трудных и неблагополучных детей". он может саботировать процесс воспитания. это объясняется тем, что когда среда меняется, человек, чтобы создать комфортную среду, тяготеет к себе подобным, тем, кто живет по законам и правилам, которые он усвоил прежде.
УМЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОСТЕПЕННО ВКЛЮЧАТЬ РЕБЕНКА В БОЛЕЕ ПРОДУКТИВНУЮ И БЛАГОПОЛУЧНУЮ СРЕДУ СВЕРСТНИКОВ МОЖЕТ СТАТЬ ПЕРЕЛОМНЫМ МОМЕНТОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ.


СОХРАНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО
Все приемные дети в тот или иной момент своей жизни были лишены любви, заботы и внимания значимого взрослого, т. е. воспитывались в условиях материнской депривации.
В условиях материнской депривации неизбежно идет искажение основных социальных ролей "ребенок", "взрослый". Взрослый становился для ребенка источником опасности или опеки. Приемному ребенку следует понять и осознать, что родитель управляет ситуацией, обеспечивая безопасность и заботу; что ребенок не может контролировать ситуации и управлять взрослым. 
Процесс восстановления этих ролей в любом возрасте очень трудный, но особенно тяжело он протекает для подростков. Подростку необходимо три основных условия для нормального развития: принятие родителями ребенка, установление ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение, и предоставление ему свободы действий в установленных родителями границах.
Через совместную стабильную деятельность ребенка и взрослого, где взрослый несет ответственность за ребенка, обеспечивает его безопасность, заостряет ситуации успешности ребенка, отделяет поступок от личности ребенка, идет процесс построение доверия к взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается и доверие к миру.


СТИМУЛИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА
В прошлом эти дети, в основном, ощущали себя как объекты воспитания и дисциплинарного воздействия. Переход к активной, ответственной жизненной позиции должен проходить при активном личностном участии самого ребенка. Мотивацией к этому переходу  могут послужить восполнение потребности в личностной значимости, ощущение возможности самому повлиять на изменение ситуации к лучшему и комфортные ощущения в ситуации успеха.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ  РЕБЕНКА
Здесь нужно различать два понятия: социальная компетентность и функциональная грамотность.
       Функциональная грамотность обеспечивает усвоение социально-бытовых и академических навыков - умение эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом, средствами связи, домашними бытовыми приборами, ориентироваться в районе проживания, заботиться о своем здоровье, а также  отбирать необходимую информацию из книг и работать на компьютере.
        Социальная компетентность позволяет выстраивать эффективные отношения с людьми, правильно ориентироваться в различных  социальных ситуациях.
  Семья является идеальной средой для усвоения навыков социальной компетенции. Умение родителей подкреплять новые навыки приемных детей ощущением пользы для себя и других, акцентировать ситуацию успеха ребенка на ежедневном уровне делает воспитание приемных детей эффективным.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите стиль семейного воспитания по нижеприведенным характеристикам

1
доминирование родительского контроля при минимуме оказываемой поддержки
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
2
постепенное включение детей в обсуждение семейных проблем, участие в принятии решений
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
3
снижение до минимума функции родительского контроля, поддержка в виде потакания, попустительства
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
4
жесткие  проверки, суровые запреты, выговоры и физические наказания
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
5
поощрение личной ответственности и самостоятельности детей в соответствии с их возрастными возможностями
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
6
отсутствие единого подхода к воспитанию у родителей, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, действия родителей непоследовательны, в них нет логики
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
7
забота родителей о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
8
сочетание обостренного внимания и заботы о ребенке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
9
отсутствие последовательности, снижение поддерживающей и контролирующей функции родителей
Авторитарный, демократический, либеральный, анархический
Ключ:
Ответы №1,4 - авторитарный стиль воспитания
Ответы №2,5 - демократический стиль воспитания
Ответ №№ 3, 8 - либеральный стиль воспитания
Ответ №№ 5, 7 - демократический стиль воспитания
Ответ №№ 6, 9 - анархический стиль воспитания

2. Определите недопустимые при воспитании ребенка стили воспитания по следующим характеристикам: эмоциональное отвержение , повышенная моральная ответственность, воспитательный контроль посредством лишения любви, воспитательный контроль посредством вызова чувства вины

1
маскировка эмоционального отвержения за преувеличенной заботой и вниманием, за которыми стоят раздражение, недостаток искренности в общении

2
требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности

3
ребенку демонстрируется, что "он такой не нужен, мама такого не любит"

4
возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие других, настойчивые ожидания больших успехов в учебе 

5
ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как "неблагодарный", "предавший любовь", "доставляющий столько огорчений", "доводящий до сердечных приступов"



6
глобальное недовольство ребенком, постоянное подчеркивание, что он не "тот", не "такой"

7
с ребенком не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говорят о ребенке в третьем лице - как об отсутствующем

Ключ:
№№ 1,6 - эмоциональное отвержение
№№ 2, 4- повышенная моральная ответственность
№№3, 7 - воспитательный контроль посредством лишения любви
№ 5 - воспитательный контроль посредством вызова чувства вины

3. Определите основные воспитательные умения замещающих родителей по следующим характеристикам

1
формирование новых умений и навыков на основании уже сформированных у ребенка умений и навыков
постепенная градация трудностей, помощь приемному ребенку в расширении круга общения, сохранение позиции значимого взрослого, стимулирование активной позиции ребенка
2
включение ребенка в более продуктивную и благополучную среду сверстников
постепенная градация трудностей, помощь приемному ребенку в расширении круга общения, сохранение позиции значимого взрослого, стимулирование активной позиции ребенка
3
формирование умений и навыков от простого к сложному
постепенная градация трудностей, помощь приемному ребенку в расширении круга общения, сохранение позиции значимого взрослого, стимулирование активной позиции ребенка
4
совместная стабильная деятельность ребенка и взрослого, где взрослый несет ответственность за ребенка, обеспечивает его безопасность, заостряет ситуации успешности ребенка, отделяет поступок от личности ребенка
постепенная градация трудностей, помощь приемному ребенку в расширении круга общения, сохранение позиции значимого взрослого, стимулирование активной позиции ребенка
5
формирование социальной компетентности и функциональной грамотности


постепенная градация трудностей, помощь приемному ребенку в расширении круга общения, сохранение позиции значимого взрослого, стимулирование активной позиции ребенка
Ключ:
№№1,3 - постепенная градация трудностей
№2 - помощь приемному ребенку в расширении круга общения
№4 - сохранение позиции значимого взрослого
№5 - стимулирование активной позиции ребенка

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Ответить на вопросы
- Какие наказания были приняты в семье, в которой воспитывались родители?
- Как в ней поддерживали детей?
- Что требовали родители от своих детей?
Кого из детей ваши родители считают успешными и почему?
Были ли в семье случаи приема детей или сами члены семьи воспитывались не у родных родителей

    2. Матери и отцы должны заполнить свои таблицы

Таблица матери (отца)

Когда я была (был) ребенком (подростком), наиболее желаемым поощрением для меня было
Когда я была (был) ребенком (подростком), самым страшным наказанием для меня было


3. Попросить детей заполнить таблицу

Таблица детей

Наиболее желаемое поощрение в семье
Самое страшное наказание в семье